Ирина Владимировна Батракова заведующая МБДОУ №49, г. Городец 

Знания о родном крае способны преображать душу ребенка, если педагог обращает особое внимание на духовное содержание того или иного исторического события или памятника культуры. Незабываемые впечатления остаются у воспитанников детских садов г. Городца от занятий, посвященных истории и культуре своей малой Родины. Первые краеведческие познания дети получают на занятиях, включающих разнообразные формы работы: экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение литературы, дидактические игры. Так, во время экскурсии к памятнику святого благоверного князя Александра Невского малыши узнали о его неоценимом духовном подвиге в сохранении православной веры. Внимание воспитанников было обращено на важнейшие качества его характера — любовь и преданность своей Родине, готовность посвятить себя служению Отечеству, сила, доблесть, самопожертвование, чистота помыслов, смелость. Дети узнали, что за свои духовные подвиги и святое заступничество за Русь Православная Церковь почитает его в лике святых. В музее Феодоровского мужского монастыря дети узнали о том, что эта святая обитель стала последним пристанищем Александра Невского во время возвращения его из Золотой орды. Воспитанники увидели икону святого благоверного князя Александра Невского. В рамках Александровских чтений в Феодоровском мужском монастыре прошла викторина «Россия имени Александра Невского», в ходе которой воспитанники наших детских садов продемонстрировали отличные знания событий, связанных с именем святого благоверного князя. Экскурсия к памятнику «Купечеству России» строится так, чтобы малыши не только получили знания о наших предках, но и усвоили понятия необходимости совершать благие и добрые дела, благотворительности, милосердии и жертвенности. Дети узнают о том, что храмы на Руси возводились на пожертвования простых людей во славу Божию. Неподдельный интерес вызвало посещение святого источника Городецкого края — Никола-Ключа, где дети познакомились с историей явления в источнике лика Николая Чудотворца, с чудесами исцеления от болезней духовных и физических, узнали о святой воде, о вере людей в исцеление по воле Божией. Жители Городца почитают святой источник, они выстроили над источником часовенку на свои средства, благоустроили территорию вокруг него — то есть сделали доброе дело во благо других людей. На таких примерах малыши учатся творить добро. Вместе с родителями наши воспитанники посещают церкви города. Одно из главных духовных и культурных сокровищ Городца — Феодоровская икона Божией Матери. На занятии педагог дополнительного образования подготовила детей к встрече с этой святыней: с помощью репродукций познакомила с историей явления иконы в Городце, с устройством храма, святыми иконами, церковными предметами. Такая работа с детьми позволяет расширять словарный запас за счет включения названий предметов культурологического и духовного значения, воспитывать положительное эмоциональное восприятие православной культуры, церковных предметов и явлений. Дидактические игры по краеведению помогают детям лучше усваивать и систематизировать знания о родном крае, закреплять навыки, полученные на занятиях и экскурсиях. С этой целью наши педагоги разработали дидактические игры «Собери картинку», «Народные праздники» по краеведению для детей старшего дошкольного возраста. В игровом процессе закрепляются знания детей об архитектуре города. Воспитатель предлагает детям собрать изображение по образцу. Таким образом закрепляются знания детей о святых подвижниках, русских народных праздниках, заповедных местах, воспитывается любовь и привязанность к родному краю. В дошкольных учреждениях Городца широко применяется авторская программа «Расти счастливым в Городецком крае» (авторы И.В. Батракова, В.Д. Махиня, Р.Ю. Белоусова). В рамках этой программы было принято решение провести углубленную работу по теме «Александр Невский и Городец. Живая связь в веках». Творческая группа педагогов разработала проект методического пособия для воспитателей «Святой защитник Руси Александр Невский и Городец», который содержит богатейший материал о святом благоверном князе и о достопримечательностях нашего города, связанных с его именем (прежде всего, это памятник князю, поклонный камень, поклонный крест, достопримечательности краеведческого музея — вислая свинцовая печать, княжеский шлем, меч, выполненный по мотивам мечей 13 века и прочее). Вторая часть пособия содержит практический материал для непосредственной работы с детьми: перспективное планирование, конспекты занятий, бесед и целевых экскурсий, исторические рассказы, вопросы к викторине, кроссворды, а также информационный материал для родителей. В ходе работы по данной теме педагоги убедились, что знания о жизни и деяниях святого благоверного князя Александра Невского влияют на формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников. Мы находимся в самом начале пути духовно-нравственного воспитания дошкольников, поэтому о конкретных результатах работы говорить рано. Наша задача — формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия. Нужно уже с дошкольного возраста пробуждать в детях уверенность, что история нашего народа, святыни Отечества и жития подвижников благочестия являются тем источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.