Социально-экономические, политические, социально-культурные изменения в обществе пронизывают и трансформируют все сферы жизнедеятельности человека и характеризуются усложнением и обострением проблем его взаимодействия с природой, с обществом. Эти проблемы ставят перед современным образованием новые задачи, связанные со становлением и воспитанием человека ответственного, высокодуховного, понимающего сущность происходящего, самостоятельно умеющего решать вопросы, которые перед ним ставит мир. От решения этих задач напрямую зависит будущее России, возможность ее процветания и национальной  безопасности. В этой связи необходима ориентация личности на духовно-нравственные ценности, регулирующие ее деятельность, самопознание, поведение. Духовно-нравственные ценности выступают в обществе стратегическими ориентирующими целями. На современном этапе они становятся основой общественного консенсуса, базисной культурной идентификации личности и общества, критерием жизнеспособности и устойчивости общества. Они являются системообразующим фактором культуры как своеобразный «код нации и человечества» и создают «ценностную ось сознания» (А.Г. Здравосмыслов). Система базовых духовно-нравственных ценностей задает и создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В заложенном в них смысложизненном содержании сосредоточен глубоко пережитый опыт человечества, его потенции и устремления. Духовно-нравственные (абсолютные) ценности существуют в следующих формах:

• в форме идеала, выработанного духовным сознанием, содержащим представления об атрибутах должного. Их относят к общечеловеческим ценностям — Любовь, Добро, Истина, Красота;

• в объективированной форме: в виде произведений материальной и духовной культуры, в которых заложен глубочайший смысл, эталон высокого вкуса, духовная энергия;

• в форме поступков человека, являющихся конкретным воплощением общественных идеалов

(герои; святые, совершившие духовный подвиг; люди, которыми гордится общество за их поступки, трудовую деятельность) — ибо, не зная ориентиров духа, опираясь только на своей заведомо ограниченный опыт и на свои личные представления, человек способен заблудиться в жизни (Б.М. Бим-Бад). «Блаженны те, кто принял смерть за своей очаг, и за огонь очага, и за бедную честь отеческих домов» (Шарль Пегги);

• в форме нравственного императива этических норм, правил, привычек, несущих ценностно-нормативную функцию, обусловленную мерой, традицией, нравственными границами и связанных с определенными социокультурными связями: «необходимость взаимосвязи разума и

нравственности» (Н.М.Мамедов);

• в форме личных ценностей, так как, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности, являясь источником мотивации, регуляции ее поведения.

Духовно-нравственные ценности определяют позицию личности, ее поведение, придают смысл жизни человека. В них он ищет ответ на вопросы: зачем жить? во имя чего жить? что есть добро и зло? quo vadis? («куда идешь?»). Духовно-нравственные ценности — это та «аксиологическая пружина», которая придает активность и целостность всей системе ценностей, пронизывая ценности и одухотворяя их. В этой связи духовно нравственное воспитание — системообразующий элемент всей системы воспитания личности. Оно проявляется в приобщении личности к духовно- нравственным ценностям, главными из которых являются любовь и добро (благо). В статье 14 Закона «Об образовании» цель и содержание российского образования определены как «формирование духовно-нравственной личности». Духовно-нравственные ценности многомерны, они несут сильную жизненную энергию, ориентированы на желание делать добро, в них аккумулированы все добродетели человека. В силу многомерности духовно-нравственные ценности пронизывают все другие ценности и состояния человека, определяют вектор его самоанализа. Отсюда закономерно появление федеральных государственных образовательных стандартов и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Совершенно ясно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без взаимосвязи светского и религиозного образования, обеспечивающих создание единого духовно-нравственного пространства страны и отдельного региона. В современных условиях ставится задача создания системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и развития личности. В этой связи в содержании образования духовнонравственное воспитание должно быть представлено двояко (принцип двойного вхождения в содержание образования) (В.С. Леднев):

• в виде сквозной составляющей, включаемой ее отдельными частями во все остальные учебные предметы (с учетом их специфики), а также во внеучебную деятельность, в факультативные курсы, в профессиональное образование, в дополнительное образование, в семейное воспитание и воспитание средствами массовой информации;

• в качестве отдельного учебного предмета, причем в совокупность базовой духовно-нравственной культуры включаются православные религиозные ценности как составная часть культуры и ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека, без которых образование личности оказывается неполным.

Важная роль в поиске духовно-нравственных ценностей принадлежит религиоведческим дисциплинам, преподаваемым в современной школе с общих культурологических и антропологических позиций. В решении этих задач важное место занимает включение в содержание школьного образования преподавания религиоведческих дисциплин, ориентирующих российскую школу на ценности традиционной духовной культуры народов России, на воспитание патриотизма, гражданственности, освоение учащимися величайшего культурного наследия, накопленного человечеством.

Вместе с тем, как показывает опыт, в стране отсутствует государственная программа по подготовке и переподготовке педагогических кадров в области преподавания религиоведческих дисциплин и предметов духовно-нравственного цикла. Подготовка таких специалистов должна быть ориентирована на овладение общекультурными (нормативно-правовые, коммуникативные и другие) и профессиональными компетенциями, обеспечивающими воспитание у учащихся духовности, включение их в накопление личного опыта доброделания, в работу по служению, заботе, а также формирование у будущих учителей жизнеутверждающего мировоззрения, устойчивой нравственной позиции. Качество преподавания изучаемых в школе шести модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» как комплексной воспитательной системы), представленных в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», зависит от профессионализма и качеств личности учителя. Учителя сами должны стать носителями духовности, духовных традиций, а не «трансляторами школьникам религиоведческих справочников»; владеть современными технологиями обучения и воспитания. В этой связи перед педагогическим вузом ставится двуединая задача как духовно-нравственного воспитания будущих учителей, так и формирования у них профессиональных компетенций по духовно-нравственному воспитанию школьников и овладению будущими учителями методикой обучения дисциплины ОРКСЭ.

В Нижегородской области сложился опыт учреждений профессионального педагогического образования по подготовке и переподготовке учителей к инновационной деятельности для преподавания в общеобразовательных школах религиоведческих дисциплин на основе многолетних связей, партнерства с Нижегородской епархией, Нижегородской семинарией. Важная роль в этой деятельности отводится митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. В Нижегородском государственном педагогическом университете накоплен достаточный опыт по подготовке специалистов для преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательных школах. Успешному опыту способствует созданная и культивируемая в вузе профессионально-образовательная среда, «растящая и питающая личность» (П. Флоренский), насыщенная духовнонравственными символами, образами, смыслами. Механизмом, обеспечивающим взаимосвязь опыта и новаций в образовательной среде вуза, становятся традиции, событие, формирующие особый дух в вузе, духовную атмосферу сотрудничества, сопричастности, включающие студентов в доброделание, милосердие, реализацию субъектного опыта проживания, бытийных ситуаций, размышления и нравственного самоанализа. Важными элементами среды являются православно-гуманитарный центр, библиотека, музей истории вуза, кафедры, занимающиеся проблемами культурологического просвещения студентов, волонтерская практика студентов в детских домах, больницах, интернатах, домах престарелых, а также непрерывная педагогическая практика в образовательных учреждениях города и области, реализующая идеи духовно-нравственного воспитания личности.

В течение 20 лет в Нижегородском государственном педагогическом университете реализуется специализация «Религиоведение» по специальности «История» (объем 500 часов). За этот срок было подготовлено более 500 учителей для Нижегородской области в сфере преподавания религиоведческих дисциплин. Имеющиеся программы, учебные пособия, накопленный опыт могут послужить основой для создания самостоятельного профиля в педагогическом направлении на бакалавриате и основной образовательной программы в магистратуре.

Таким образом, подготовка педагогов для преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» может осуществляться в системе уровневого образования в условиях  федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в качестве самостоятельной основной образовательной программы для бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» в педагогических вузах. В современных условиях эта программа может быть комплементарна с профилем «История» на уровне бакалавриата. Создание и реализация самостоятельного профиля религиоведческой направленности позволит в течение всего срока обучения подготовить специалистов для обучения школьников светскому курсу «Основы религиозных культур и светской этики», внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, работе в воскресных школах и так далее. Этой же цели способствует и магистерская программа «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи». Вуз имеет базовые площадки в ряде школ Н. Новгорода и Нижегородской области для проведения педагогической практики студентов и изучения передового педагогического опыта по проблеме духовно-нравственного воспитания и развития школьников. Опыт работы вуза по духовно-нравственному воспитанию школьников и студентов обсуждался на традиционных «Рождественских православно-философских чтениях», проводимых в НГПУ в течение многих лет, а также на различных региональных, всероссийских, международных конференциях и семинарах. Другим вариантом может быть подготовка специалистов по направлению «Теология» в рамках бакалавриата и магистратуры. Выпускники специальности (направления) «Теология» обладают необходимой компетенцией для преподавания религиоведческих дисциплин и культурологического курса «Основы религиознх культур и светской этики» в рамках специализации «Практическая теология». Переподготовка и повышение квалификации учителей может осуществляться как в педвузах, реализующих данные основные образовательные программы, так и в системе институтов повышения квалификации. В Нижегородском государственном педагогическом университете накоплен значительный опыт по переподготовке и повышению квалификации специалистов в объеме 72 часа, 144 часа, 500 часов по данной проблеме по основным образовательным программам: «Православная педагогика», «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи», «Духовные традиции русской семьи», «Этика». В вузе в течение последних 5 лет подготовлено свыше 200 учителей гуманитарных и естественно-научных предметов по проблемам православной педагогики. Подобная работа осуществляется на основе многолетнего партнерства с Нижегородской епархией и Нижегородской семинарией. Профессорско-преподавательский состав вуза подготовил для учителей области учебные пособия по данной проблеме. Имеется интересный опыт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области преподавания религиоведческих дисциплин в Нижегородском институте развития образования и Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара. В системе российского образования должно совершаться непрерывное становление духовной, социально-зрелой, свободной ответственной личности. Совершенно ясно, что реализация этой задачи возможна только в союзе духовного и светского образования. «Мы должны верить, что грядущее обновление нам удастся» (И.А.Ильин).