Протоиерей Евгений Худин руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии

Сегодня, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного возрождения российского общества. Наверное, не будет преувеличением сказать, что задачу духовно-нравственного воспитания молодого поколения нужно осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. Духовно-нравственное воспитание личности —сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. «Чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше, — говорит Святейший Патриарх Кирилл. — Если это поймет наша молодежь, мы будем самыми сильными, потому что сила нации — в силе духа». «На сегодняшний день единственной хранительницей духовного опыта нашего народа является Русская Православная Церковь. Если общество не обращается за опытом передачи духовных ценностей к Церкви, то оно в конечном итоге разлагается» (Протоиерей Евгений Шестун). Приведенные выше слова очень четко определяют суть соработничества Церкви, государства и общества в деле возрождения духовного наследия наших предков. Исторически православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была, и, по всей видимости, остается одним из важнейших факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Поэтому и сегодня Церковь в тесном союзе с общественностью работает над приобщением детей к православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества. Доказательством тому служат ежегодные Международные Рождественские образовательные чтения, традиционно собирающие представителей Церкви, органов государственной власти и управления образованием, представителей педагогического, научного и родительского сообществ, деятелей культуры и всех сфер общественной жизни. В этом году на XX Международных Рождественских чтениях Нижегородская епархия показала региональную модель эффективного взаимодействия Церкви и государства в рамках единого образовательного пространства Нижегородской области, особенностью которой является организационная структура помощников благочинных по образованию (всего их в области 57), и кураторов по взаимодействию со светской системой образования (их сегодня уже 30). Данная структура позволяет эффективно координировать работу всех звеньев системы религиозного образования Нижегородской области. Именно такой формат взаимодействия позволил успешно реализовать множество реальных проектов и перспективных идей, таких как «Выкса православная», «Сормовская слобода», «Православное Черноречье», «Балахнинский благовест». В своей статье мне бы хотелось уделить особое внимание роли помощника благочинного по образованию, а именно священника, который и осуществляет руководство образовательной деятельностью благочиния. Каким он должны быть? И в чем собственно заключается его  пастырское служение на ниве религиозного образования и просвещения? Первое и, наверное, самое главное — то, что в работе с образовательными учреждениями и их сотрудниками священник не должен забывать, что он священник .Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… (Мф. 28, 19 – 20). В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12). Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении

с Богом и Его Церковью. Позволю себе дать несколько рекомендаций священникам, которые несут послушание на поприще образования или делают это по доброй воле. Предлагая свою помощь в совместной работе, проявляйте личную заинтересованность, подавая собственный пример духовности, нравственного поведения. Будьте в постоянном в духовном контакте с людьми, которые вас окружают. Не упускайте возможности побеседовать с человеком, пригласить его на богослужения или в паломническую поездку. Другой немаловажный аспект заключается в том, что помощник по образованию должен постоянно совершенствоваться в педагогическом отношении, погружаться в атмосферу и проблемы образовательного пространства района, быть  готовым к компетентному диалогу со светскими специалистами. Нужно выстраивать взаимоотношения со своим окружением не только как управленцу, но как духовнику: не  стесняться выслушивать волнующие людей вопросы и личные проблемы, предпринимать все возможные попытки совместного поиска решений. Именно такие взаимоотношения и ценятся людьми больше всего. Помощник по образованию не должен забывать молитвенно и духовно поддерживать всех представителей образовательного процесса, видеть в людях, нуждающихся в духовном утешении и просвещении, прежде всего образ и подобие Божие. Будет хорошо, если священнослужитель заведет синодик для поминовения работников образования на службах. И, конечно же, в своей работе помощник благочинного по образованию должен руководствоваться рекомендациями епархиального отдела образования, поскольку практика показывает, что такие рекомендации способствуют выстраиванию грамотного, профессионального и, что немаловажно, системного соработничества. Объединим же усилия и возродим духовную культуру нашего народа, познакомим с ее богатством подрастающее поколение юных нижегородцев, постараемся сделать из них не просто знатоков того или иного предмета, но прежде всего, людей, способных сострадать, уважать, любить и чувствовать.