Мы и дальше продолжим мониторить состояние приходского попечения о детях. Форма этого мониторинга – это не обычная аттестация, как это было в предыдущий период. Мы готовим совокупность индексов,KPI[1], которые позволят увидеть, прежде всего, самим настоятелям, насколько приходская община вложилась в развитие духовной жизни детей, инфраструктуры, в наставление в вере, в организацию иерархии отношений и межличностных связей, в том числе и взаимодействия с семьей. Это инструмент, позволяющий оценить, насколько благоприятен сам эмоциональный фон в приходе.
Индексы предлагаем оформить как план действий, который можно реализовать у себя в приходе. Что-то из него можно сделать сразу, что-то нельзя. Например, не у всех одинаковые возможности развития тех или иных элементов инфраструктуры. Понятно, что все приходы разнятся по материальному благосостоянию, техническим параметрам и пр. Некоторые приходы могут выделить для работы с детьми совсем маленькое помещение, другие способны построить спортзал…
Если раньше работа с детьми оценивалось по количеству воспитанников воскресной школы (в принципе, интегральному показателю), то сейчас важно еще увидеть, есть ли специально оборудованные помещения для детей на приходе, как они выглядят. Скажем, имеют ли возможность прихожане прийти вместе со своими малышами на службу и оставить их в подготовленном помещении. Есть ли специально выделенный педагог или священник, участвуют ли в совместной работе родители пр.
Индексы позволят увидеть, насколько сама приходская община и конкретный настоятель участвуют в развитии и формировании приходской среды, направленной на попечение о детях. Эти показатели будут отличаться от того, что мы получали при аттестации.
Подчеркнем, что индексы – не вопрос рейтинга эффективности настоятелей. Это вопрос необходимой приходам помощи. Мы не питаем иллюзий, прекрасно понимая, что если священник один на приходе, а приход в глубинке, то ему придется заниматься всем и вся. И наша задача здесь – не дожимать гайки, а дать какие-то подсказки, помочь.
Вместе с тем, у нас немало многоклирных приходов, где духовник воскресной школы должен быть не на бумаге, в отчете. А зачастую эта деятельность для него не главная, он другим занимается. Если в приходе нет священника, который сосредоточен на духовной жизни детей, мы будем иметь тот результат, который сегодня нас печалит. Индексы позволят оценить, в какой форме и как активно духовенство прихода занимается вопросами духовной жизни детей. Именно духовной жизни, а не просто передачи вероучительных определений. Выясняется это по косвенным вопросам: «Знаете ли вы личные проблемы детей, которые приходят к вам на исповедь?», «Знакомы ли вы с их семьями?», «Известны ли вам трудности, проблемные ситуации, которые складываются в их семьях?». Сложно строить отношения внутри прихода, если мы не знаем, что в семьях происходит, что испытывают при этом дети. Кому-то проще, наверное, выслушивать исповедь детей, которая строится по традиционной схеме: «Не слушал маму и папу, обижал братика, сестричку, каюсь».
Другой индекс показывает, насколько синхронизированы занятия детей, досуговые детские мероприятия в приходе с катехизацией взрослых, родителей. Часто видим, когда родитель приводит свое драгоценное чадо в воскресную школу, передает в руки наставника, говорит (условно): «Сделайте из него хорошего христианина», а сам разворачивается и уходит по своим делам или, может быть, просто ждет за дверью. В этот момент можно предложить специальные встречи, которые позволили бы информировать, какие проблемы и вопросы обсуждаются с детьми в рамках занятий воскресной школы, дать полезные сведения о детском развитии духовном, эмоциональном, психическом, физиологическом. Это станет хорошим подспорьем в установлении рабочих отношений с родителями, привлечением в приходскую общину. Известна практика приходов, где синхронизированы занятия детей с катехизацией родителей, разработаны и реализуются программы работы духовенства с родителями, привлекают семейного психолога и др. Не надо думать, что приход – это такой дом культуры, в котором существуют кружки для детей. Родители пришли, заказали услугу, ушли. Есть опыт участия родителей в организации самого приходского попечения о детях. Важно на такой опыт обратить внимание.
Сейчас идет интенсивная работа над методологией построения индексов с привлечением широкого круга экспертов, начиная от духовенства, педагогов, практиков, заканчивая специалистами в области психологии и менеджмента. Считаем, что современные законы управления будут также полезны.
[1]Ключевые показатели эффективности (англ.: KeyPerformanceIndicators, KPI) показатели деятельности, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.Примеч. ред.