18 декабря в Нижегородской академии МВД России состоялся круглый стол «Великая Победа: наследие и наследники». Мероприятие организовано в рамках регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.

 

В круглом столе приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, начальник Нижегородской академии МВД России генерал-майор полиции Дмитрий Архипов, руководитель отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Малафеев, руководитель отдела Нижегородской епархии по делам молодежи и благочинный Приокского округа иерей Андрей Бандин, преподаватели гуманитарных кафедр вузов Нижегородской области, учителя истории общеобразовательных школ и православных гимназий, а также курсанты академии МВД.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились Дмитрий Архипов и митрополит Георгий.

«Тема, которую нам предстоит сегодня обсудить на уровне высокого научного сообщества, представляет общественный интерес в связи с тем, что в следующем году наша страна торжественно отметит 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, — сказал начальник академии. – В таком контексте следует особое внимание обратить на то, что в те трудные годы наш народ совершил беспримерный подвиг, потому что был объединен идеей жертвенного служения Отечеству. Эту идею можно рассматривать не только как основу массового патриотизма и героизма, но и как проявление христианского отношения к защите Родины».

Глава Нижегородской митрополии, приветствуя участников круглого стола, сказал, что нынешняя встреча в стенах академии МВД имеет огромное значение. Она дает возможность озвучить темы, которые в исторической литературе практически не отражались: это участие Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне, а также христианский характер подвига всего народа во время войны.

«Судьба будущего поколения напрямую зависит от его отношения к своей Родине. Однако современная западная цивилизация пытается привить молодежи мысль о том, что любовь к себе важнее, чем любовь к Родине, — сказал владыка. – Нам очень важно донести до молодежи, что любовь к Родине – высокое нравственное чувство, и его суть заключается в самоотвержении, в готовности ради Родины отдать здоровье и даже жизнь. Сегодня пытаются переписать историю и отнять у нашего народа его заслуги в победе над фашизмом. Учитывая эту антисоветскую риторику разговоров о Великой Отечественной войне, очень важно чаще говорить: это мы — наследники Победы, это мы — победители фашистской Германии, это на плечи нашего народа легла самая страшная ноша в борьбе с фашизмом».

Затем были заслушаны доклады. Первым выступил старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, доцент Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, кандидат исторических наук Алексей Беглов. Он рассказал о роли Русской Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне. «К началу войны Русская Православная Церковь подошла в руинированном состоянии, – отметил докладчик. – Несмотря на это, в первые же военные дни священноначалие заняло патриотическую позицию, которая выразилась не только в призывах к защите Родины, но и в особом размахе благотворительности. Достаточно хорошо известны примеры общецерковных сборов средств, однако остаются в тени другие многочисленные факты: шефство над госпиталями, помощь семьям красноармейцев и инвалидам войны. При этом такая церковная работа была запрещена законодательством, и органы советской власти лишь до определенного момента закрывали на нее глаза. Если у церквей не было средств, они оказывали натуральную посильную помощь в виде услуг».

Кроме того, докладчик рассказал о роли Великой Отечественной войны в отношениях между государством и Церковью, а также о религиозной политике в зонах оккупации территории СССР.

«Вторая мировая война ознаменована началом «нового курса» в государственно-церковных отношениях. Советское руководство отказалось от прошлого курса на уничтожение Русской Православной Церкви и других конфессий. В рамках «нового курса» был выработан некий баланс интересов власти и Церкви на последующее десятилетие, до конца 50-х годов», — отметил Алексей Беглов.

Профессор кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД, кандидат исторических наук Александр Лушин выступил с докладом «Служение Отечеству: Церковь и государство (на примере Горьковской области в годы Великой Отечественной войны)».

О церковной жизни в Горьком докладчик рассказал на примере трех храмов, действовавших в годы войны: Троицкого и двух Спасо-Преображенских (в Печерской слободе и за Окой). По его словам, верующие Горького за годы войны собрали более 5 миллионов рублей в фонд обороны СССР, а также 500 тысяч рублей на создание эскадрильи имени прославленного в борьбе с немцами русского полководца Александра Невского. Сталин дважды передавал духовенству и верующим Горького «искренний привет и благодарность Красной армии» за такой патриотический порыв.

Во второй части доклада Александр Лушин рассказал о патриотическом и высоконравственном служении сотрудников горьковской милиции в годы войны. Горьковские милиционеры, отметил он, сразу после объявления войны подали рапорты о направлении в действующую армию, а те, которых оставили выполнять свой долг в городе, ответственно отнеслись к своим обязанностям: они участвовали в охране музеев и эвакуации музейных ценностей на север области (ни один из экспонатов не был похищен). Во время крупных религиозных праздников участковые инспекторы осуществляли надзор за правопорядком. Также сотрудники милиции Горького активно участвовали в сборе средств в фонд обороны страны. Личный состав милиции на протяжении всей войны добровольно отчислял в него однодневный заработок. Горьковские милиционеры выступили с инициативой собрать средства на выпуск танков, а также активно отозвались на сбор средств на создание самолетов для эскадрильи «Валерий Чкалов».

«Многие сотрудники органов внутренних дел были верующими людьми, носили нательные кресты, имели дома иконы. Перед уходом на фронт они просили благословение у священников на ратное служение. Они стойко и мужественно выполняли не только служебный, но и христианский, нравственный долг по защите Отечества, которое для нас навсегда останется Святой Русью. Благодаря этой христианской идее, которая пронизывала служение всего народа, мы и сломали фашизм», — подытожил Александр Лушин.

После докладов состоялось их обсуждение. Несколько вопросов докладчикам задали пользователи интернета. Мероприятие транслировалось в прямом эфире на сайте Нижегородской академии МВД России.

Подводя итог круглого стола, митрополит Георгий сказал, что на таких встречах важно выработать общий взгляд на свое прошлое и будущее в духе единомыслия и согласия, с позиции русских христианских ценностей: «Православная вера на протяжении всей истории России, в том числе во время Великой Отечественной войны – основополагающее, цементирующее начало. Только оно способно спасти наше государство и народ и перед лицом новых вызовов и угроз».

Текст и фото -сайта Нижегородской митрополии