В. К. Романовский,

доктор исторических наук,

заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»;

Д. С. Суфлиди,

редактор областной газеты для педагогов «Школа»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

 

 

Нижегородский институт развития образования традиционно является одной из площадок Нижегородских Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии. В этом году очередные, XI Чтения посвящены  100-летнему юбилею возрождения Патриаршества и революции 1917 года, с чем и связана общая тема мероприятия – «1917–2017: уроки столетия». События минувшего века требуют глубокого и вдумчивого осмысления. Чтения должны стать местом для продуктивного диалога общества и Церкви ради сохранения исторической памяти, укрепления единого мнения о ключевых эпизодах отечественной истории, консолидации российской нации.

Великая российская революция 1917 года (именно так называются Февральская и Октябрьская революции в Историко-культурном стандарте), несомненно, является одним из важнейших событий ХХ века. Существует множество взглядов и оценок русского кризиса начала прошлого столетия, но нельзя не признать, что попытка построения на земле нового, справедливого общества кардинально изменила пути исторического развития России, оказала огромное влияние на мировое развитие в целом.

Советская эпоха, наступившая вслед за революцией 1917 года, ознаменовалась ратными и трудовыми подвигами советских людей, гигантскими достижениями, героическими свершениями, проявлением силы человеческого духа. В этом выражается неразрывная связь советского периода с предшествующими историческими эпохами и всей тысячелетней российской историей. Прошедшее столетие показало, что существует живая преемственность в развитии страны от Российской империи к Советскому Союзу и далее – к Российской Федерации.

Но в прошедшем столетии нашей истории много противоречивого, трагичного и печального. Российская революция 1917 года расколола страну на два противоборствующих лагеря. Каждая из сторон по-своему понимала благо и счастье для своего Отечества, «красные» и «белые» стремились добиться процветания Родины в соответствии с собственными представлениями о добре и зле. Все это ввергло страну в жесточайшую братоубийственную войну, которая привела к огромным человеческим жертвам, массовому исходу соотечественников в эмиграцию, разорению территорий. Строительство нового общества сопровождалось насилием, разжигаемой ненавистью к классовым врагам, безжалостными и бессудными расстрелами классово чуждых и «подозрительных», отказом от прошлой истории, неприятием национальных традиций и духовных ценностей. В то время кто-то торжествовал, а кто-то страдал, кто-то побеждал, а кто-то умирал.

1917 год – это важная веха в истории Русской православной церкви. Всероссийский Поместный собор, собравшийся в августе 1917 года после 200-летнего перерыва, в октябре принял решение о восстановлении Патриаршества и избрал Патриарха − Митрополита Московского и Коломенского Тихона. Русская православная церковь во главе со своим Предстоятелем, с самого начала отвергая большевистский эксперимент, встала на защиту веры, духовности, культуры, просвещения, исторической памяти, национальных традиций и христианских ценностей. Святитель Тихон в декабре 1917 года взывал к своей пастве: «Испытания изнурительной войны и губительная смута терзают Родину нашу… Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего…»

Собор в январе 1918 года провозгласил анафему большевикам. Эта анафема не была объявлением войны или разрывом, она должна была стать призывом задуматься и остановиться для тех, кто не потерял веру и совесть. Но призыв, к сожалению, не был услышан.

Для большевиков, стремившихся утвердить коммунистическую идеологию, гуманистическая позиция РПЦ была ненавистна и неприемлема. Под знаменами атеизма и воинствующего материализма по всей стране была развязана полномасштабная война против религии, веры, православного духовенства и верующих, продолжавшаяся многие годы: расстреливали священнослужителей и монахов, разрушали храмы и монастыри, глумились над православными святынями, жестоко расправлялись с мирянами, защищавшими право быть верными христианским заповедям. Кроме ужасов массовых убийств и репрессий новая власть была повинна и в другом преступлении: ее методы и идеология низвергали все прежние нормы морали и нравственности. Убийства во имя «революционной целесообразности» больше не считались грехом. По отношению к «классовым врагам» можно было делать все, что угодно. Такое разжигание низших инстинктов в человеке вело к духовному опустошению нации.

В годы Великой Отечественной войны руководство страны отчасти смягчило свою политику в отношении РПЦ, но после ее окончания и вплоть до середины 1980-х годов борьба против веры продолжалась. Но истинной вере не страшны испытания и сомнения, гонения и поношения, она лишь укрепляется в них.

Наступающие юбилеи – 100-летие возрождения Патриаршества и Великой российской революции – правомерно использовать для того, чтобы извлечь уроки из нашего прошлого:

– осознать трагизм общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войны, и сделать все возможное, чтобы в нашей стране не повторилась трагедия гражданского противостояния;

– не искать виновных и не отказываться от советской эпохи – героической и трагической, ставшей неотъемлемой частью тысячелетней истории России;

– осудить идеологию террора как «революционного», так и «контрреволюционного»;

– проявить уважение к памяти тех россиян с обеих сторон Гражданской войны, искренне отстаивавших свои идеалы и не виновных в массовых репрессиях и военных преступлениях;

– содействовать (со стороны государства и Церкви) национальному примирению и общенациональному согласию в стране;

– признать необходимым сотрудничество, соработничество государства и Русской Православной Церкви в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения;

– считать государственным приоритетом создание условий для нравственного совершенствования будущих граждан России.

Эти уроки истории могли бы стать основой  настоящего и будущего развития страны, и в частности, воспитания и образования нового поколения российских граждан. Именно те, кто сегодня сидит за партами в школах, завтра будут вершить судьбу нашего государства. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей является важной частью образовательной политики.

Наряду с формированием традиционных духовно-нравственных ценностей (патриотизм, любовь и единение в семье, человеколюбие, доброта, совесть, честь) современные образовательные организации проводят работу по развитию у детей мотивации к осознанному нравственному поведению. С этой целью с 2012 года в начальной школе изучается учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Он основывается на изучении детьми культурных и религиозных традиций многонационального народа нашей страны, уважении и почитании обычаев, формировании общих понятий о духовной культуре, нравах, морали. Уроки ОРКСЭ помогают школьникам познакомиться с культурным многообразием России, осознать причастность к исторической и духовной общности своего народа и сформировать толерантное отношение к представителям других  вероисповеданий. Аналогичные задачи решает предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включенный в образовательные программы основной школы. Важным фактором успеха в решении воспитательных задач подрастающего поколения на нашей Нижегородской земле является сотрудничество Нижегородского института развития образования с Нижегородской митрополией, между  общеобразовательными школами и благочиниями на местах.

События 1917 года – возрождение Патриаршества и Великая российская революция – важный повод для глубокого и всестороннего осмысления противоречивого опыта развития нашей страны в последующие десятилетия. Отрадно, что опыт развития современной России дает основание сделать вывод, что взаимопонимание и взаимодействие государства и Церкви, особенно в области воспитания и просвещения, приносит хорошие плоды и является одним из важных факторов благополучного развития нашего Отечества.