В Нижегородской области взаимодействие Нижегородской епархии с вузами основывается на соглашениях, среди которых:

  •         Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева;
  •         Нижегородская государственная медицинская академия;
  •         Нижегородская академия МВД России;
  •         Нижегородская правовая академия;
  •         Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова;
  •         Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина;
  •         Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия;
  •         Волжская государственная академия водного транспорта;
  •         Нижегородский институт управления;
  •         Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

Одновременно реализуются совместные программы Нижегородской епархии и указанных высших учебных заведений. Силами священнослужителей Нижегородской епархии для 1875 студентов проведены 64 тематических лекций и духовных бесед следующей тематики: «Брак: христианское понимание», «В защиту семейных ценностей», «Семья, материнство, отцовство в современном мире», «Духовная безопасность в современном мире», «Преподобный Сергий Радонежский и Нижегородская земля», «Князь Владимир: цивилизационный выбор Руси». Была продолжена практика лекционных выступлений и встреч Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия с профессорско- преподавательским составом и студентами. Состоялось 4 встречи с общим охватом 1100 человек. В медицинской, водной, сельскохозяйственной академиях, техническом университете активно работали православные молодежные клубы, которые организовывали тематические семинары в рамках областных Рождественских образовательных чтений, проводили презентации духовных книг, фильмов сдальнейшим обсуждением, изучали жития православных святых, инициировали благотворительные акции, участвовали в волонтерском движении. На базе Нижегородской медицинской академии проведены межвузовские диспуты и круглые столы по актуальным вопросам современной жизни и ее духовным аспектам. В отчетном периоде была продолжена практика проведения ежегодных Рождественских православно-философских чтений на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина с участием ведущих нижегородских и российских ученых.

В целях поощрения и повышения статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, Фондом преподобного Серафима Саровского Нижегородской области проводится конкурс «Серафимовский учитель», в котором в 2015 году приняли участия преподаватели Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Научные, образовательные и культурно-просветительские мероприятия Всероссийские конференции «Преподобный Сергий Радонежский и культурное наследие малых городов России», «Современные проблемы духовно-нравственного развития детей и молодежи», «Преподобный Сергий Радонежский и духовное здоровье нации», «Православная традиция и современная культура: проблема интерпретаций» с участием профессорско- преподавательского корпуса вузов Нижегородской области позволили актуализировать проблемы современного образования и стали творческой площадкой для представления опыта лучших педагогов и руководителей системы образования, здравоохранения, социальной защиты региона.

На базе Нижегородской духовной семинарии активно работает межвузовский студенческий «Центр живой истории имени преподобного Сергия Радонежского». В рамках работы межвузовского центра был прочитан ряд лекций, посвященных истории восточно-христианской и русской религиозной традиции.

В итоге следует отметить, что основными направлениями взаимодействия учреждений высшего профессионального образования региона и Русской Православной Церкви должны стать следующие: 1. Развитие теологического образования. Увеличение бюджетных мест на специальность «Теология». 2. Разработка программ авторских курсов и спецкурсов по различным дисциплинам, организация экспертизы и конкурсного отбора данных образовательных программ. 3. Оказание консультативной и методической поддержки преподавателям вузов силами преподавателей духовных образовательных учреждений. 4. Развитие внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов: переход от работы, построенной на организации досуговых мероприятий, к системной деятельности, базирующейся на социальной инициативе, развитии волонтерства, совершенствовании интеллектуального и духовного восприятия окружающего мира на основе личного, непосредственного общения с обладателями гражданской позиции и носителями духовных начал. 5. Совершенствование информационной политики, создание тематических циклов (диалогов, интервью, открытых студий и так далее) в различных видах СМИ, популяризация духовно насыщенного Интернет-пространства