Статья Отдела по взаимодействию

с уголовно-исполнительной системой

Нижегородской епархии

В 2017 году исполняется сто лет с начала Октябрьской революции, сыгравшей непростую роль в истории нашей страны и Русской Православной Церкви. Для христиан – священнослужителей, монашествующих и мирян это время стало испытанием веры и стойкости. Выдержавших это испытание мы называем новомучениками и исповедниками Российскими.

В этом году XI Рождественские образовательные чтения Нижегородской митрополии посвящены теме «1917-2017 – уроки столетья». Это возможность еще раз оглянуться на то время, вошедшее в церковную историю как время лихолетья и попробовать понять его. Ведь забытые  и неосознанные уроки истории имеют свойство повторяться.

Для Отдела Нижегородской митрополии по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой тема новомучеников и исповедников российских – особая. Ведь нередко сегоднящние священники, занимающимся тюремным служением несут послушание в тюрьмах и лагерях – то есть в тех же местах, где совершался подвиг новомучеников. Здесь особенно ощущается близость тех событий, их неизжитость.

Эту тему очень важно поднимать именно с сотрудниками уголовно-исполнительной системы и осужденными и вот почему. История новомучеников и исповедников российских – это историю верности, стойкости и любви. А главное – история внутренней свободы, которую не могут отобрать никакие обстоятельства. Сохранить себя в экстремальных обстоятельствах, превратить поражение в победу – вот тот  урок который должен извлекаться сегодняшними осужденными.

Новомученики были теми людьми, которые на фоне всеобщего безумия сохраняли не искаженную картину мира и умели отличить главное и не главное. Эти люди смогли сохранить себя и «дух мирный» среди всеобщей ненависти.  Одно только это заслуживает памяти и осознания.

 «Кровь мучеников – семя христианства», так было всегда. Но в истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. 7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. В одной только Нижегородской епархии: на данный момент, канонизировано 48 новомучеников - нижегородцев, продолжается сбор документов и архивных данных почти на 500 человек и несколько тысяч имен еще только ждут своей очереди – из каждого нового дела, с каждого нового открытого протокола допроса тянутся новые и новые ниточки к новым и новым судьбам. Масштаб гонений был таким, что к 1937 году Нижегородская епархия практически перестала существовать.

Самыми трудными для христиан признаются два периода: это 17-18 годы и 37 год. Они очень разные и по количеству жертв и по составу обвинений. Так в 17-18 году от мучеников требовали именно отречения от Христа, отказа от веры. Это было время борьбы с религией как таковой. Соответственно и казни были очень разнородными, часто зверскими, сейчас кажется невозможным поверить в то, что это действительно происходило. Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (13 ноября) 1917 года он был «расстрелян обезумевшей толпой».

В 37ом все обстояло несколько иначе – масштабы гонений возросли невероятно, но проходили по четким схемам: обвинение (как правило в осуществлении церквно-фашистской организации), расстрел или заключение.

Эти люди не просто достойны нашей памяти… Скорее мы очень нуждаемся в памяти о них. 2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века, из них русских святых — 450. Количество святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек. Русская Православная Церковь стала во многом Церковью Новомучеников Российских.

В нашей области находились лагеря, в которые ссылали мирян и духовенства – Унжлаг и Ветлаг. Здесь возникает особое ощущение – словно проходишь сквозь время и соприкасаешься с той реальностью, впитываешь то время. В тайге и сейчас легко опознать территории бывших лагерных пунктов. И лишь на одном установлен крест в память обо всех сгинувших здесь…

Тема новомучеников и исповедников российских находит большой отклик в душах осужденных. Сотруники отдела делятся материалами, собранными в ходе экспедиций на Унжлаг, рассказывают истории нижегородских святых. Очень важно, чтобы на таких встречах зазвучали голоса самих новомучеников. Это возможно благодаря и письмам, дневникам, стихам. Удивительно читать эти живые свидетельства веры, писавшиеся из лагерей. В них столько любви, веры и жизнеутверждения, что невозможно поверить в то, что это пишут люди в самые страшные периоды своей жизни. Находясь в лагерях, ссылках, ожидая казни.

«Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость, и силы и дать место благодати Божией» - это предсмертное письмо митрополита Вениамина Петроградского.

В музее нижегородской епархии сохранился удивительный экспонат - маленький переносной пристол с антиминсом. Это вещь, которую реально спрятать под одежду. Она позволяет служить Литургию где угодно - хоть на пне в лесу, хоть на тумбочке в бараке. Мороз по коже – ссыльные священники думали не о том, как сохранить свою жизнь, а о том, как не переставать совершать свое служение!

Все это становиться  предметом обсуждения с осужденными и очень многое дает им – они получают другие ориентиры, обретают надежду на будущее, иначе начинают относиться к собственным бедам и перестают унывать. Большое впечатление производит знакомство с мученицей Татианой (Гримблит). Сейчас ее имя мало кому известно, а лет пятьдесят назад ее знала вся страна. Ее называли «русской Анастасией Узорешительницей» и не случайно. Всю свою жизнь она посвятила помощи осужденным, сделав свой выбор в юности и не отступив от него не на шаг. Ее не смогли напугать ни аресты, ни ссылки. Татьяна (Гримблит) была расстреляна в 37 году на Бутовском полигоне. Татьяна писала стихи, сохранилась целая тетрадка и это возможность соприкоснуться с ее мыслями и чувствами. Во многих колониях проходят литературные вечера посвященные святой Татьяне – с просмотром документального фильма о ней «Все отдать» и чтением ее стихов. Святая Татиана, даже на иконе изображена с посылкой для осужденных. Она была поддержкой для них в дни своей земной жизни и остается таковой теперь. Когда осужденные узнают о ней, о том, что у них есть такая заступница – это нередко становится судьбоносной встречей. Уже в двух колониях – ИК-11 города Бор  и ИК-5 города Нижний Новгород есть иконы мученицы Татианы, написанные на средства собранные осужденными и их семьями и люди ежедневно приходят к этой святой с молитвами и просьбами.

На 2017 год запланирована большая работа, связанная с памятью новомучеников и исповедников российских. Отдел Нижегородской епархии будет продолжать рассказывать о судьбах нижегородских новомучениках, а также проведет конкурс исследовательских работ среди осужденных «Моя семья в годы гонений», чтобы люди могли осознать историю этого периода не как нечто отвлеченное, но как имеющее самое прямое отношение к ним.

Самый главный результат этой работы, чтобы о наследии новомучеников не только помнили, но жили им. Писали иконы святых, молились им, совершали службы в дни их памяти. А самое главное – следовали по их примеру путем праведной жизни, верности и любви.