Тема настоящих Рождественских чтений представляет, по моему глубокому убеждению, несомненный интерес. Всегда бывает полезно на каком-то этапе своего пути остановиться – оглянуться, поразмышлять над достигнутым и ошибками, чтобы идти дальше.

950 лет в Российском государстве существовала государственная религия - Православное Христианство, на основании которого формировался тип русского человека: жертвенного, не боящегося смерти, послушного Богу, Царю, Отечеству, традициям.

Почти тысячу лет – до российской трагедии начала двадцатого века, трагедии государственного масштаба – Православие как государственная религия передавало свои духовные ценности все новым и новым поколениям.

Иное мы видим в прошедшее столетие (1917-2017 г.г.). Если очень кратко, то революция и всё последующее столетие – это отмена парадигмы Бога-Творца о духовно-нравственном преображении природы человека через христианскую церковь и через Православную Монархию в России, это смена общественной формации, т.е. век тотального совершения атеистических либерально-демократических революций, рождение атеистической цивилизации, это смена формата поведения человека и самого человека - феноменальное преображение населения и природной среды через исключительное действие и торжество человеческого разума без участия Церкви Божией.

Для Церкви, особой заботой которой является Человек и его душа, плоды атеистической цивилизации, которые мы пожинаем сегодня - это катастрофа. Достаточно посмотреть статистику браков и разводов, брачно-семейных отношений, алкогольной и наркозависимости, самоубийств, показатели преступности во всех видах и формах.

Уроки столетия показали, что без благодати Святого Духа, без даров Святого Духа, без совершенного нрава ума, души, сердца, воли «в человеке остается мало человеческого».

К счастью, сегодня мы уже на государственном уровне часто вспоминаем о «нравственности» и «духовности». Приняты государственные документы, программы. Хотелось бы остановиться на этих понятиях, тем более, что они не всегда трактуются одинаково.

Апостол Павел говорит: «Не всякому духу верьте». Духовность в понимании Церкви – это семь даров Святого Духа: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх Божий.           То, что сегодня мы часто искусственно приписываем к области духовности область чувств – ошибочно.

В последнее время мы также много говорим о нравственном начале. Мое понимание нравственности очень просто. Нравственность – это нрав человека, т.е. характер человека, его потребности, его поведение, которые регулируются заповедями Бога-Творца. Первозданным качеством человека является святость и духовность, нравственное совершенство. Здесь духовность определяется не как реализация творческих возможностей человека или его врожденных талантов. Здесь речь идет об обладании человеком:

 Дарами Духа Святого: Премудростью, Разумом, Советом, Крепостью, Благочестием, Страхом Божиим,

Плодами Духа Святого: Любовью, Радостью, Миром, Долготерпением, Благостью, Милосердием, Верой, Кротостью, Воздержанием,

А также тремя добродетелями: Верой, Надеждой, Любовью.

Христос возвращает Любовь, как извечное качество человека, гораздо большее, нежели наше привычное понимание. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.

Таким образом, к числу базовых критериев оценки качества личности мы относим православную нравственность, патриотизм, профессионализм.

Сегодня мы наблюдаем возвращение православного сознания и православных ценностей в информационное пространство России.

 Мы пытаемся обрести наши сокровища духа. И здесь главенствующая роль принадлежит образованию. И главная цель образования, по моему глубокому убеждению, – формирование человека, семьянина, специалиста, гражданина, должностного лица с определенными качествами.

 Самой большой задачей в системе образования остается то, каким образом передать от учителя к ученику истинные ценности, чтобы они были восприняты не просто как очередная информация, а вошли бы в «плоть и кровь», стали необходимыми в личности человека. Но ценностью для ученика становится лишь то, что ценно для учителя, причем не на словах, а в реальности, в избранном учителем образе жизни. Ведь ребенок чутко реагирует на фальшь и ложь. Школа – та самая важнейшая арена борьбы, которую пытаются вести падшие ангелы против человека. Особенно ценно, что это понимают первые лица государства. Нельзя не вспомнить выступление президента РФ В.В.Путина на заседании Государственного Совета 23 декабря 2015 г.: «…при обновлении содержания общего образования нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах - гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России.., и задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики». К великому сожалению, эта задача пока реализуется слабо. Курсовая подготовка преподавателей с учетом новых задач и ценностей, методические объединения с приглашением священников носят несистемный характер.

 Необходимо продолжать деятельно искать и находить способы возвращения Православия в российский образ жизни, начиная с институтов воспитания и образования (детский сад, школа, средние специальные и высшие учебные заведения). Мы понимаем, что не так просто ввести Православие в образовательное пространство. И начинать нужно не с детей, а, я еще раз подчеркиваю, с учителей. К моему великому сожалению, пока это получается плохо. Только один пример. Тема традиционной августовской конференции этого года «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции педагога». Мне пришлось побывать на конференции в одном из районов. Много цифр, много достижений, доклад пестрит числом проведенных мероприятий и побед, и ни одной цифры, ни одного слова о том, как работают учителя в области духовно - нравственного воспитания.

 Жизнь всех людей, общин, народов в течение всей ее истории сопровождает традиционный уклад народной жизни. Нашими двумя гимназиями, Семеновской и Заволжской, накоплен положительный опыт православного духовно-нравственного формирования личности средствами православного уклада. Опыт признан положительным на уровне Координационного Совета по взаимодействию министерства образования Нижегородской области и Русской Православной Церковью (решение от 9 ноября 2015 г.). Сотрудничество наших гимназий и муниципальных образовательных организаций 13-ти районов нашей епархии в этом направлении, думаю, был бы полезен обеим сторонам.

 Сегодня через церковную традиционную культуру вновь образуется и формируется православный тип личности и великая православная российская культура, которая внесла феноменальный вклад в сокровищницу мировой культуры и дала мощный импульс поэтам, писателям, художникам, живописцам, композиторам. Какие традиционные формы православной культурной жизни мы можем реально видеть в наши дни? Конечно, это церковные праздники, вытекающие из церковных событий. Церковные события есть основания для множества планов, программ, проектов, которые входят в православный      уклад жизни. Возвращаясь к опыту гимназий, могу сказать, что не первый год православные гимназии работают по календарю событий, которые составляют годовой гимназический круг. Опыт гимназии имени святого благоверного великого князя А. Невского Городецкой епархии в этом направлении не единожды описан в решении Координационного Совета, материалах Международных Рождественских чтений, сборниках. Если принять во внимание, что министерство образования РФ публикует свой «календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории, культуры», где наряду с именами Достоевского, Даля появляются имена А.Невского, героев Отечества, то я считал бы правильным принять во внимание опыт проектной деятельности молодежного отдела Городецкой епархии, связанный с именем А.Невского: "Святой благоверный великий князь Александр Невский - Слава, Дух и Имя России", «Традиции российского благочестия в месте славы святого благоверного великого князя Александра Невского», «Кто твой герой», «Творческий марафон славы Александра Невского», «Помним. Верим. Чтим», заслуживший внимание участников Рождественских чтений в Москве.

Конечно, в ответ на вызовы времени и деятельность Церкви должна меняться. Это и поиски новых форм просветительской деятельности, и необходимость нового подхода к формированию кадров священников, и поиски новых подходов в отношениях с государственной и муниципальной властью.

Миссионерская деятельность нашей епархии направлена на формирование нового православного типа личности, на формирование православного районного уклада народной жизни. Примером деятельности Городецкой епархии по реализации основных проблем миссионерского просветительского служения в наши дни является опыт Миссионерского научного образовательного просветительского центра имени А.Невского и Народного университета имени архимандрита П. Каменского Феодоровского монастыря г. Городца. С этим опытом можно познакомиться в сборнике «Городецкая епархия вчера, сегодня, завтра».

Один из основных вызовов времени – это новые подходы, методики, планы и программы по нравственному и духовному оздоровлению населения 13-ти районов севера Нижегородской области.

Желаю всем нам радости от того, что мы живем в наше время и являемся непосредственными и реальными участниками рождения через православную церковную культуру новой России.