Доклад доктора исторических наук, профессора кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ, Кузнецова Андрея Александровича

Век 17-17 – это наше достояние со всеми радостями и горестями, трагедиями и успехами. Век, обагренный революцией – важная часть нашей Биографии, что зовётся историей России…  В эти сто лет мы провели модернизацию и выиграли наитяжелейшую войну, потеряли село с его устоями и стали городской цивилизацией, пытались отказаться от Веры и вернулись к ней; согласно Конституциям советского времени, стали самыми свободными и, по факту, стремительно лишались свободу, первыми освоили мирный атом и вышли в открытый космос, потеряли самоуважение и возвращаем России достоинство и её историческую миссию. Отказываясь от этого, мы лишаем своих родителей, дедов и бабушек – исторического смысла их бытия, а себя – понимания нашего места между прошлым и будущим. В революционное столетие наши предки совершили гигантские географические, социальные перемещения, соединились в семьи и определили нашу судьбу, судьбу нашей страны…

Век «17–17» – это время нескольких переделок политического строя: установление нынешней власти в 1991–1993 гг., менявшийся на протяжении 70 лет режим Советской власти, буржуазно-демократический строй февраля-октября 1917 г., оборвавший многовековую монархическую традицию и, конечно, тектоническая подвижка ноября 1917 г.… Ранее столь коренных смен державного обустройства в столь короткое время история России не знала, и подобное можно изыскать лишь в воцарении династии Романовых в 1613 г. и утверждении абсолютизма.

Монархия в России была пресечена не большевиками, а Февральской революцией. И Николай II в вагоне на станции Дно пытался, как показывают последние исследования, превратить в подписанные им документы об отречении в незаконные бумажки, чтобы в Петрограде вернуть власть… Но его действия были пресечены теми, кто оседлал революционную стихию. Речь идёт о либеральной буржуазии. На её лидерах лежит ответственность за то, что они ради своих интересов нарушили консолидацию властного слоя в ходе революционного кризиса. Их сейчас называют февралистами - это они придали народному возмущению антимонархический характер (чтобы наконец-то заполучить вожделенную власть), это они заявили о предоставлении независимости Польши и Финляндии, т.е. начали развал империи, это они, пойдя на поводу солдатских масс и флотских экипажей, отменили единоначалие в армии, т.е. начали её развал (и хотели вести войну до победного конца), это они раскрутили продразвёрстку в России, начатую ещё царским правительством…

Такое поведение не самой ущемлённой социальной группы показывает, что ожесточённость к 1917 г. была присуща всем частям общества, что было обусловлено ворохом сложившихся за несколько веков противоречий (Этим же объясняется и беспощадный взаимный террор, в котором все стороны были хороши. Баржи с офицерами на Волге под Царицыным и на Чёрном море, устроённые Красной армией, «уравновешиваются» баржами с коммунистами, советскими работниками и сочувствующими им на Каме в 1918 г. и др.).

А ведь многое из того, что происходило с февраля по апрель 1917 г., приписывается большевикам. Они в 17-м были обескуражены, узнав о Революции, но затем подчинили её себе, воспользовавшись результатами разрушительной работы либеральной буржуазии. Ленин и иже с ним, руководствуясь собственной программой, жёстко, цинично и последовательно решили главный вопрос любой революции – о власти, о её удержании, и никто им ничего не смог противопоставить… В рамках этого решения произошла казнь царской семьи… Наши революционеры действовали сознательно, выучив антимонархический урок Английской и Французской революций. Скорбя о жертвах расправы, о крови отрока-царевича не могу не вспомнить, цитату из исторического источника: «Многие люди видели, как несли этого ребёнка с непокрытой головою. Так как в это время была метель и снег бил мальчика по лицу, то он несколько раз спрашивал плачущим голосом: «Куда вы несёте меня?» Но люди, несшие ребёнка, не сделавшего никому вреда, успокаивали его словами, доколе не принесли его на то место, где стояла виселица, на которой повесили несчастного мальчика, как вора на толстой верёвке…» – вот так надо было публично казнить 3-хлетнего сына Марины Мнишек, чтобы Михаил Романов чувствовал себя спокойно на престоле. И через триста лет эта технология власти повторилась. Вот так Николаю II и его семье пришлось ответить за преступление предков. Ответить в ходе злодеянии, устроенного нашим земляком Свердловым. Круг замкнулся.

Сам же Николай II – правитель, при котором страна скатилась в Революцию, и в этом оценка его как государственного деятеля. Законы, распоряжения не выполнялись. Пример: Введённый в Первую мировую войну «сухой» закон практически не действовал, а вот в сентябре 1918 г. в Нижнем Новгороде некая Анастасия Ловыгина за систематическую торговлю денатуратом и массовое спаивание была расстреляна (и это не единственный случай в борьбе за трезвость и за то, чтобы хлеб нужный страждущим не перегонялся в дурман). В 1916 г. нижегородский градоначальник Сироткин «роздал военные перевозки близким ему лицам, установив цены, явно невыгодные для казны; объявил продукты, предназначенные для армии непригодными, организовав спекулятивную распродажу этих продуктов «по вольной цене» – это цитата из доклада жандармов, присланных специально в Нижний Новгород для изобличения злоупотреблений городской власти. И далее жандармы добавляли, что при всём этом «г. Сироткин не переставая распространяется в печати и своих речах о каких то жертвах на алтарь отечества». Увы, дальше сетований не пошло: «г. Сироткин» остался на своём посту. А большевики в 1918–1920-е гг. решали подобные проблемы бескомпромиссно и жестко, обеспечивая эффективность работы военно-административного аппарата в войне. И вчерашние революционеры тут оказались большими державниками, нежели государевы люди времён гибели империи.

Ностальгические воспоминания о России, которую мы потеряли, написаны теми, кто умел писать, кому позволяли образование и культура. А неграмотное безмолвствующее большинство мало что поведало нам о своём житии. И, как правило, авторы происходят из городской среды (где  тогда в Российской империи жило 16–17 % населения, и жило значительно лучше, чем в деревне). А историки могут рассказать о продолжительности жизни в 30 лет, о высокой детской смертности, о страшных бытовых и антисанитарных условиях. Но если на историков можно махнуть рукой и обвинить в одностороннем постижении эпохи, то из книг Горького, Куприна, Гиляровского, Короленко, Булгакова, из полотен художников-передвижников узнаём о невыносимой жизни наших предков (предлагаю вглядеться в своё родословие: у подавляющего большинства здесь – в прадедах – крестьяне, добавлявшие в хлеб мякину, а не дворяне и не служащие, хрустевшие французской булкой). Справедливости ради, надо сказать, что затем при Советской власти в 1920–1930-е гг. жизнь народа ухудшилась по сравнению с дореволюционной.

И черту под оценкой Николая II как государственного деятеля подвёл Ипатьевский дом в Екатеринбурге… На данную оценку не влияет канонизация Николая II – это явления разных измерений. Ведь причисление к лику святых – это не награда. Последний император был канонизирован за свою жертвенность как православный государь… Два заключительных слова – главные. И царская жертва – лишь звено в протяженной цепи потерь России в Революцию и век 17-17. И кровавая смена власти лишь положила начало эпизодам насилия при восхождении на политическую вершину в России–СССР.

И после Февральской революции до кончины Брежнева нет спокойной передачи власти. Февраль сменился Октябрём 1917 г., смерть Ленина вызвала борьбу, в которой победил Сталин, его же кончина внушает сомнения в её естественности, а потом сразу – устранение Берии, утверждение Хрущёва за счёт оттеснения от олимпа соперников. Сам Хрущёв свергнут в 1964 г. И только в промежуток 1982–1985 гг., который народ называл гонками на катафалках, власть менялась без крови и репрессий. С 1991 г. до 1996 г. – молодой политический организм РФ сотрясали губительные вибрации борьбы за власть. Лишь с 1999 г. началось медленное выравнивание этого дисбаланса государственной структуры.

Однозначно, революция ввергла Россию в международную изоляцию, грозящую при ослаблении интервенцией и расчленением. Но похожие явления в российской истории мы видим с рубежа XVI–XVII вв. до нашего времени. Великий Мыслитель Иван Ильин заметил, что эта особенность отношения к России была и до революции, и после победы 1945 г. и предрекал, что она проявится и после крушения коммунизма. И единственным гарантом выживания во враждебной среде всегда было создание самодостаточной экономики, способной производить самое современное оружие для лучшего в мире солдата. Международная изоляция, помноженная на страх и ненависть держав к государству трудящихся, остановила идею мировой революции в России. Ведь наши коммунисты бредили этой идеей и готовы были принести в жертву ей всё, что делало Россию самобытной: церковь, социальные слои и устои, национальные, культурные границы, гражданский мир. И первым событием, знаменующим отказ, или хотя бы приостановки, от идеи мировой революции стал Брестский мир с Германией и её союзниками, ради которого пришлось пожертвовать многими территориями Российской империи (на время до революции в Германии).

Внутри страны всё изменили события 1921 г. Громыхнули восстания и Кронштадтский мятеж. Утопив их в крови, Советская власть показала, что только она отвечает за суверенитет в России. Тогда и пришло осознание того, что революцию за рубежом надо отложить, а пока надо сохранить страну. И Ленин сосредоточился на решении внутренних задач. Цели НЭПа – восстановить хозяйство, накормить людей, успокоить крестьянство - были достигнуты к 1928 г. В 1920-е гг. произошло собирание бывших частей империи через поддержку тамошних большевиков. И был создан Союз. В его основе лежала концепция Ленина о федерации национальных республик. Как ни пытался Сталин и тогда, и после нейтрализовать её разрушающий эффект, она привёла к распаду СССР в 1991 г. на республики, из которых Украина, Казахстан, Молдавия (подразумеваем Румынию), Грузия, Азербайджан унесли с собой не принадлежавшие им ранее части Российской империи.

В 1920-е гг. был воссоздан хозяйственный организм и военно-политическое единство былых территорий Российской империи. Так Советская власть вывела население 1/6 суши из системы эксплуатации мировым капиталом для решения масштабных задач развития. В 1920-е гг. начался первый штурм Церкви. Повод – изъятие ценностей для того, чтобы спасти голодающих. Не мной подмечено, что каждый раз после подписания декрета об изъятии ценностей у Церкви Ленина настигал удар. Гонения на Церковь шли на фоне отторжения Православия социально активным населением. Причиной этому видится Мировая и Гражданская войны. Массы мужчин, потерявшие уважение к жизни человека, привыкшие решать проблемы взмахом сабли, нажатием курка, разуверились, потеряли слух к слову пастыря. В 1980-е гг. мы видим обратную картину. Было отмечено в книге Артёма Боровика «Спрятанная война», что молодые взращённые в духе атеизма и социалистического оптимизма ребята, воевавшие в Афганистане, массово обращались к Богу, искали в Вере духовную опору.

В 1930-е гг. в СССР была создана экономика, способная производить от ложки до суперсовременных самолёта и танков. В СССР произошла культурная революция. Её значение переоценить невозможно. Например, наш город. 1916 г. – первый вуз – университет. А к концу 1930-х в нём уже 8 разнопрофильных вузов. К этому надо добавить развитую систему школ и заводских училищ. Горький стал одним из крупнейших образовательных центров Европейской части России. Так, по всей стране выпускники новых вузов, школ обеспечат стране развитие народного хозяйства, создание ядерного и неядерного щита, они приведут СССР в НТР и пр. С 1936 г. СССР зажил с поистине народоправческой Конституцией. Но какой ценой были достигнуты эти и другие вершины?

Для выхода СССР на мировой уровень были нужны мощнейшие инвестиции в индустрию. Источник ресурсов – народ, в массе своей – крестьянство. Рассматривая его как внутреннюю колонию для высасывания средств, Государство законсервировало общину в виде колхозов и совхозов – эффективной формы выкачки плодов крестьянского труда. Также должна была бы действовать альтернатива большевикам (либо обращение к иностранным займам, которые выплачивать пришлось народу). И коммунистическая власть была не оригинальна. Модернизационный бросок Петра Великого – за счёт народа. Промышленный бум второй половины XIX в. – нач. XX в. за счёт народа: недоедим, но вывезем (фраза Минфина при Александре III – Вышнеградского, характеризующая т.н. «голодный экспорт» зерна за границу в 1891–1892 гг., когда голодало 30 млн., и только по официальным подсчётам умерло 400 тыс.).

Говоря же о жертвах репрессий и рывка 1920–1930-х гг. – надо помнить, что эти жертвы легли в фундамент экономической мощи СССР и постсоветской России. И при разрушении советского социально-экономического наследия в 1990-е гг. мы предавали эти жертвы, публично каясь перед ними.

Символом репрессий стал 1937 год. Но ведь отряд репрессированных тогда составили пламенные революционеры, видные представители партийной, государственной и армейской верхушки, вознесённых на политический олимп революцией. Они застят нам глаза на огромные потери крестьянства, рабочих, интеллигенции, казачества, духовенства в 1920–1940-е гг. Но ведь многие из жертв 1937 г., живя по принципу «Нет у революции конца» – требовали раскручивать колесо репрессий. Поэтому 1937 г. и несколько последующих лет парадоксально стали временем отказа от доведённой до войны против народа революции.

В 1930-е гг. руководство страны во главе со Сталиным пришло к идее самоценности СССР. Именно в 1930-е гг. происходит частичная мягкая контрреволюция: прекращаются оголтелые нападки на РПЦ (но и компенсации не происходит), заканчиваются эксперименты с образованием и восстанавливается дореволюционная система обучения, возобновляется преподавание истории в школе и вузе, реабилитируются ранее третируемые герои нашей истории: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин, Пожарский, Суворов, Ушаков, Кутузов и др. Их образы потом будут вдохновлять наших предков в Великую Отечественную войну. Ещё одной важной вехой в преодолении инерции революции стал договор СССР с Германией в 1939 г. Впервые советские руководители повели себя как политики, отстаивающие государственную безопасность страны без оглядки на идеологические, классовые и прочие стереотипы.

Если Великую Отечественную войну рассмотреть в революционной перспективе, то получаются интересные выводы. Мы победили Германию, война с которой в 1917 г. дала революцию, мы победили Японию, война с которой в 1904–1905 гг. дала Первую русскую революцию! И победа над этими врагами в 1945 г. оказалась реваншем, в том числе и над революцией.

Некоторые итоги войны. Именно она нанесла сокрушительной удар по деревне (поскольку большинство населения жило в сельской местности); отсюда упадок традиционной культуры и этики; опосредованно и демографический упадок. И демографическое эхо войны: не родились правнуки, внуки, дети не вернувшихся домой. На поредевшую деревню в войну и после лёг тяжелейший экономический пресс. И молодёжь хлынула в города, где было несравнимо легче. В 1960 г. население города и деревни сравнялось, а затем город стал расти. Промышленная база СССР в годы войны перераспределилась по ряду союзных республик, что создало предпосылки роста сепаратистких настроений местных элит. Зато другая перспектива была потеряна. Это – рост дружбы народов, не на бумаге и в лозунгах, а в реальных делах. После войны наша страна приросла территориями: Калининградская область, Сахалин и Курилы, Тувинская республика. Сохранены были и приобретения 1939 – 1940 гг. Последние стали затем очагами распада СССР. Та же война определила и технологическое лидерство СССР: ядерное оружие, атомная энергетика, реактивное самолетостроение и ракетостроение, радиотехника и пр. (но не забудем тогдашнее третирование генетики, кибернетики).

Ещё важный итог Войны касается темы Революции. В революции и войны, как отметил русский социолог Питирим Сорокин, погибают те, что интересы общего дела ставят выше инстинкта самосохранения. Именно они лягут на дот, первыми поведут бойцов за собой в атаку, именно они отдадут последний кусок хлеба, глоток воды раненым и детям… Сколько таких лучших потерял культурный генофонд России в перипетиях века 17-17! Иногда, кажется, что за это время мы подошли к порогу исчерпания ресурса выживаемости российской цивилизации… А потому надо уходить от войн и революций, и сейчас совпадают цели: Великая Россия, как сто лет назад говорил Столыпин, и сохранение России.

Великая Отечественная война искупила огромными потерями преступления и грехи предшествующих советских лет, страх гонений, вернула гордость большому народу (но огромной ценой). А потому Победа является и будет главным Праздником России. Победа оказалась и следствием Революции, и её своеобразным отрицанием. Всё это проявилось в своеобразном возрождении лучших имперских образцов в позднесталинской архитектуре, изобразительном искусстве, культе русского офицерства и армии.

Такой не высказанный антиреволюционный крен выправлял Хрущёв, поведя СССР к коммунизму в 1980 г. При нём возродилась романтика революции и Гражданской войны: в книгах и фильмах. Тогда же воспоминания начали писать участники Революции и Гражданской войны, искажая вольно и невольно реальность, ведь себя они хотели представить только в положительном свете. Хрущёв вернул революционно-ленинский пафос в борьбу с мелкобуржуазностью крестьянства, ликвидируя деревни, переводя их население в укрупнённые поселения, осваивая целину. Революционным задором определялись полемика Хрущёва с лидерами зарубежных государств, первый спутник и первый человек в космосе… Революционный настрой определил и преобразования природы – многочисленные плотины, перегородившие крупные реки для получения энергии. При Хрущёве произошёл второй натиск на Церковь. Именно тогда в РПЦ вырабатывается стратегия выживания при Советской власти, приведшая к триумфального возрождению в 1988 г. В силу революционного мотива улучшить жизнь народа Хрущёв решал квартирный вопрос (это сейчас хрущобы, а тогда переезд из барака и коммуналки; Горький – первенец панельного домостроительства), покончил с бесправием крестьянства, дав ему паспорта и полноценные пенсии. А на международной арене, поняв, что экспорт революции чреват ядерным конфликтом, Советское руководство выдвинуло доктрину мирного сосуществования. Начало экспорта нефти и газа совпало с началом масштабных закупок продовольствия – Хрущёв решал проблему голода.

Время застоя по названию свидетельствует о том, что революция уходила на задний план. Количественное развитие не переходило в качество, поскольку акцент был сделан на застарелых управленческих, экономических и политических технологиях… В результате, накопилось много проблем, особенно духовно-нравственный кризис, но стабильность, получение достойной зарплаты за труд и мирное небо над головой позволяют людям, жившим в то время, помнить его с ностальгией

Накопившиеся проблемы попытались решить революционным путём в Перестройку. Тогда произошло обращение к революции, дабы там найти силы, вдохновение. Наивно считали, что можно будет проконтролировать кадровую революцию в управлении страной и партией, переход промышленных предприятий и колхозов на новые способы хозяйствования, общество, рвущееся к демократии… Революционные методы раскачали и развалили СССР и не смогли решить ни одной задачи, кроме гласности. Тем не менее, Этот революционный настрой перекочевал и в 1990-е гг. Только теперь революционными методами внедряли капитализм, решали национальный вопрос. И можно лишь удивляться, как Россия выдержала время 80-90-х и сохранила в себе силы.

Уроки «века 17–17»  заключаются в том, что власть должна чутко и своевременно реагировать на кризисные явления, выливающиеся в революцию; реакция должна быть адекватной и не сводима лишь к кнуту или лишь к прянику; элита в предчувствии революционных потрясений должна сплачиваться, а не использовать революцию в своих целях. Это – ответственность власти перед обществом.

Деструктивные последствия революции в России – потребовали много времени и ресурсов для их преодоления.

Двадцатый век в России начался Революцией. Она вошла к нам надолго. И искушение Революцией Россия–СССР–Россия переживала в течении 3–4 поколений. Благотоворное желание исправить мир шло через насилие и в ответ порождало насилие… с 1917 по 1996 гг. Лишь после этого можно наблюдать сознательный отказ от революции в решении социально-экономических, властных и иных проблем. И эта тенденция закрепляется в последние 20 лет. Особенно это ощущается на фоне сегодняшней Украины.

Отказ от революции обусловлен и ответственностью общества перед властью. Общество должно иметь механизмы пресечения корыстных и эгоистических притязаний на власть отдельных социальных, политических и этнических групп. Это возможно лишь через строительство гражданского общества, где каждый отвечает за свои действия. Такого трудно увлечь обещаниями всё разрушить, чтобы потом он сразу зажил хорошо. Но и общество не полностью и не всегда готово к решению такой задачи. И сейчас в России Государство подталкивает различные общественные инициативы и институты, поощряет конструктивные инициативы общественных групп. Например, создание Общественной Палаты и Народного фронта. Так идёт в России формирование гражданского общества и отказ от революции как способа преобразования мира.

Другим способом привития иммунитета к революции является её изучение. Убедительный опыт постижения революции имеется в великой русской литературе. Которая в описании революции идёт от нашего земляка Максима Горького. «Окаянные дни» Ивана Бунина, шолоховские «Донские рассказы» и «Тихий Дон», «Хождение по мукам» Алексея Толстого, булгаковские «Белая Гвардия», «Дни Турбиных», «Бег», «Конармия» Бабеля, произведения Солженицына и др., снятые по ним кинофильмы. Все эти произведения несут в себе разоблачения лёгкого революционного решения. Поэтому надо подталкивать молодёжь к постижению этих произведений.

Вот с такими мыслями вступаешь в 2017-й год, за который по этой теме будет написано и сказано много и глубже. Но надеюсь, что и данный доклад будет принят Вами благосклонно и повлияет на целеполагание нашей с Вами большой работы.