Конференция прошла на базе Мининского университета 16 октября. Это региональный этап  II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве», проводимой Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА).В числе участников конференции был руководитель Отдела образования и катехизации протоиерей Евгений Худин.

 

На конференции присутствовали представители руководства Нижегородской митрополии и Нижегородской духовной семинарии, руководство Мининского университета, преподаватели кафедры философии и теологии, сотрудники мультимедийного исторического парка «Россия – моя история», преподаватели Нижегородской духовной семинарии, выпускники программы «Теология» НГПУ им. К. Минина и руководители образовательных организаций Нижнего Новгорода. 

Мероприятие прошло в формате круглого стола. В рамках форума состоялось обсуждение проблем преподавания теологии в светских и духовных учебных заведениях Российской Федерации, связи развития вузовского теологического образования и подготовки кадров для преподавания курсов в общеобразовательной школе, вопросы взаимодействия светских образовательных учреждений и организаций духовного образования Русской православной церкви в процессе развития теологического образования и духовно-нравственного и патриотического воспитания в Нижегородской области и России в целом.

Приветствие Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия передал собравшимся Епископ Балахнинский Илия. Владыка Георгий, высоко оценивая сотрудничество Мининского университета и Нижегородской епархии, акцентировал внимание на роли теологии как гуманитарной составляющей высшего образования: «Теология в светском университете – это не навязывание религиозного мировоззрения. Это возвращение в культуру и образование той составляющей, которая ранее была исключена из отечественного университета. Знание о христианской традиции, о культурном измерении христианства необходимо для полноценного приобщения к культурному наследию»

Ректор педагогического университета А.А.Федоров выступил с докладом «О перспективах развития теологического образования в НГПУ им.К.Минина». Профессор Александр Федоров особо подчеркнул, что все инициативы в области развития теологии как общегуманитарной дисциплины, взаимодействия организаций светского и духовного образования должны носить действенный характер, отвечать на вызовы современности и быть реалистичными, а не формальными. В условиях сложного межпоколенческого взаимодействия необходим поиск компромиссов, сформировать основания которых – актуальная задача системы образования и гуманитарных наук, в частности теологии. А.А.Федоров предостерег от опасности формализации деятельности ассоциации и охарактеризовал способ обеспечения качества совместной работы: «Необходимо определить четкие индикаторы, целевые показатели, чтобы определить логистику процесса и иметь возможность оценить его». Кроме того, ректор указал на неоднозначность расширения функций теологии как гуманитарной программы, что связано со спецификой теологии в российской научной традиции, но, обобщая сказанное, сделал вывод о возможности реализации «подлинного проекта общегуманитарной теологии» и высказал готовность Мининского университета активно участвовать в этой работе.

Выступление Протоиерея Александра Мякинина, первого проректора Нижегородской духовной семинарии, было посвящено вопросу подготовки к аккредитации образовательных программ по теологии в НДС. Отец Александр рассказал об успехах и проблемах Нижегородской духовной семинарии в подготовке программ бакалавриата и магистратуры к государственной аккредитации. Отдельное внимание в докладе было уделено сотрудничеству НДС и НГПУ им. К.Минина, которое представляет собой естественный и исторически обусловленный процесс, начавшийся еще во второй половине 90-х годов. Как указал о.Александр, «необходимость формирования нового духовного пространства потребовала реформирования духовного образования в 90-е годы, и этот процесс продолжается по сей день». Возможность государственной аккредитации образовательных программ духовных семинарий, по мнению о.А.Мякинина, в начале ХХI века осложнилась реформированием светского образования в соответствии с требованиями Болонского процесса. Сегодня усилилось стремление к формированию целостного образовательного поля путем объединения усилий светских и духовных образовательных учреждений, и только этот путь приведет к реальным позитивным изменениям как в образовательной сфере, так и в духовно-нравственном состоянии российского общества, что - в конечном счете - и является одной из главных задач как системы образования, так и Русской православной церкви.

В докладе президента НГПУ им.К.Минина Л.Е.Шапошникова анализировалось взаимодействие Мининского университета и Нижегородской духовной семинарии в подготовке теологов как сложный и многоуровневый процесс. В НГПУ им. К. Минина подготовка по направлению «Теология» с христианским (православным) блоком дисциплин конфессиональной подготовки была начата в 2004 году. «Данное направление функционирует в рамках тесного сотрудничества с Нижегородской митрополией Русской православной церкви и непосредственно с крупнейшим и старейшим в России православным учебным заведением, основанным еще в XVIII веке, — Нижегородской духовной семинарией. Набор на программу «Теология» (бакалавриат) является целевым, что способствует, с одной стороны, решению кадровой проблемы комплектации преподавательского состава средних и высших учебных заведений по блоку духовно-нравственных и религиоведческих дисциплин, с другой — повышению профессионального уровня представителей церкви, ведущих просветительскую деятельность в российском социуме», - так обозначил роль теологического образования профессор Шапошников. 

Теология – это не только программа подготовки, но в Мининском университете она становится средством духовно-нравственного воспитания. Руководство Нижегородской епархии и НГПУ им. К.Минина хорошо понимает, что будущие педагоги должны стать носителями духовности, духовных традиций, владеющими современными технологиями обучения и воспитания, а не «трансляторами религиоведческих справочников». В этой связи перед педагогическим вузом ставится двуединая задача — духовно-нравственное воспитание будущих учителей и формирование у них профессиональных компетенций по духовно-нравственному воспитанию школьников. Поэтому в основных образовательных программах подготовки бакалавров и магистров введены курсы по выбору «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», «Православная педагогика», «Духовные традиции русской семьи».

Кроме того, профессор Л.Е. Шапошников в своем докладе вскрыл ряд проблем, возникающих в связи с возможной госаккредитацией программ семинарии, и обозначил возможные пути их решения, а также уделил особое внимание вопросу развития и вариативности программ магистерской подготовки в области теологии в НГПУ им.К.Минина и НДС.

Д.В.Семикопов, директор мультимедийного исторического парка «Россия – моя история», посвятил свое выступление теме «Исторический парк как инновационное средство обучения в системе подготовки теологов», несколько расширив проблематику и акцентируя внимание на образовательных возможностях мультимедийного парка в целом: «Важнейшая функция парка – создание образовательной площадки для формирования исторического сознания детей и молодежи. Развитием проекта стало создание ассоциации парков, что дает возможность объединить усилия регионов в духовно-нравственном и патриотическом воспитании, выработать единые методологические подходы». Важным аспектом развития методического потенциала исторического парка должно стать развитие сотрудничества исторического парка, Мининского университета и Нижегородской духовной семинарии для максимального использования возможностей мультимедийного парка в качестве просветительской площадки.

После выступления докладчиков состоялось обсуждение поставленных в выступлениях проблем, в котором приняли участие все участники круглого стола. С развернутыми сообщениями в рамках прений выступили руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин (о необходимости специальной подготовки учителей для преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики»); директор МАОУ СОШ № 187 В.А.Малинин поддержал его идеи и подчеркнул, что именно в этой сфере возможно продуктивное применение теологии как гуманитарной дисциплины. Кандидат богословия и кандидат философских наук, преподаватель НДС и Мининского университета А.В.Ворохобов поставил вопрос о необходимости выстраивания всей вертикали теологического образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура – для создания полного цикла высшего образования, а также заявил о важности открытия научной специальности «Религиоведение» в рамках диссертационного совета, действующего в Мининском университете, для защиты научных работ, поскольку можно говорить о формировании научной школы по проблемам теологии в Нижнем Новгороде. Кандидат богословия и кандидат философских наук А.А.Пешков, также выпускник НДС и НГПУ им.К.Минина, успешно ведущий исследовательскую работу, подчеркнул важность создания Научно-образовательной теологической ассоциации как основы формирования теологического научного сообщества, в том числе и с целью развития теологии как самостоятельной научной отрасли.

Подводя итоги, ведущий мероприятия профессор Л.Е. Шапошников акцентировал внимание на важности работы Мининского университета в качестве члена НОТА, важности обмена практическим опытом по реализации программы «Теология» в различных учебных заведениях, а также о необходимости поиска новых форм взаимодействия НГПУ им.К.Минина и Нижегородской духовной семинарии в новой образовательной реальности. Кроме того, по итогам круглого стола сформулированы предложения для включения в итоговую резолюцию Всероссийской конференции «Теология в современном образовательном пространстве»:

  • Признать своевременным создание научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА).
  • В рамках НОТА организовать систему подготовки и повышения квалификации учителей, преподающих «основы религиозной культуры и светской этики».
  • Развивать сотрудничество с мультимедийными историческими парками «Россия – моя история» как просветительские качества подготовки теологов.