VTEM skitter
VTEM skitter
VTEM skitter

9 июня в Нижегородском институте развития образования (НИРО) состоялась итоговая конференция по апробации на базе образовательных организаций Нижегородской области учебно-методического комплекса «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание».

Организаторами мероприятия выступили НИРО и акционерное общество «Издательство «Просвещение».

В конференции приняли участие председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, руководители муниципальных методических объединений учителей начальной школы и учителя, планирующие преподавать курс «Основы православной культуры» в 2022/23 учебном году. В зале присутствовали 100 человек, 300 участников посетили мероприятие в режиме онлайн.

Открыла конференцию ректор Нижегородского института развития образования, доктор педагогических наук Елена Илалтдинова. Она поблагодарила Нижегородскую епархию и митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за тесное сотрудничество, учителей и коллектив авторов учебно-методического комплекса – за проделанную работу.

«В течение года педагоги пяти образовательных организаций Нижегородской области проводили апробацию учебно-методического комплекса. Итоги этой работы мы подводим сегодня. Опыт наработан огромный, пройден первый этап на большом пути внедрения этого УМК в образовательный процесс страны. Дальше этот опыт будет распространяться в образовательных организациях. В Нижегородской области более полутора тысяч учителей могут и, скорее всего, будут использовать этот учебно-методический комплекс», — сказала ректор НИРО.

В своем приветственном митрополит Георгий отметил важность проводимого форума. По мнению управляющего Нижегородской епархией, вопросы воспитания в школе должны стоять на первом месте, опережая вопросы образования.

«В условиях усиления внешнего давления на страну, разжигания русофобии духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве является важной составляющей национальной безопасности России. И главная трудность, с которой приходится сталкиваться всем — острый кадровый голод и отсутствие качественных учебников. Мы пытаемся решить эту проблему», — сказал глава Нижегородской митрополии.

По словам нижегородского архипастыря, с 2010 года на базе Нижегородской духовной семинарии работает ежегодная педагогическая программа — 144 часа для всех желающих учителей образовательных школ, воспитателей детских садов, которые преподают «Основы православной культуры» и занимаются духовно-нравственным просвещением и воспитанием. Цель обучения — получение необходимых базовых знаний о духовно-нравственной культуре России для применения их в практической педагогической деятельности. По этой программе подготовлены более тысячи преподавателей. Всего же по разным программам подготовлены более 8 тысяч преподавателей. С 2016 года на базе НИРО в рамках курсовой подготовки совместно с отделом образования Нижегородской епархии разработан модуль «Православная культура» для педагогов, преподающих ОРКСЭ. Кроме того, в каждом благочинии епархии есть совместный с муниципальной системой образования проект — сеть районных ресурсных центров, на базе которых для педагогической общественности работают лектории, методические объединения, проводятся семинары, конференции и мастер-классы.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась президент Российской академии образования, доктор исторических наук, академик РАО Ольга Васильева, под чьей редакцией вышел учебно-методический комплекс. Редактор обсуждаемого УМК рассказала о его особенностях: «Этот курс способствует расширению кругозора школьников и воспитанию достойного гражданина и патриота, который любит свою родину, народ, свой край, готов служить Отечеству и заботиться о старших и младших, стремиться к познанию истины. Специфика курса «Основы православной культуры» заключается в связи с другими школьными предметами. При создании курса мы исходили из трех подходов: системно-деятельностного, культурологического и коммуникативного».

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений пожелал вдохновения учителям, чтобы работа, которую педагоги совершали в течение года, осуществляя преподавание курса ОРКСЭ по новому учебнику, сподвигала их на новые открытия. Митрополит Евгений также рассказал об особенностях нового учебника, где используются самые современные технологии, в том числе система куаркодов: «Наша задача была не ограничиться учебником, а сделать некую медиасферу вокруг него». Он подробно остановился на проекте «Клевер Лаборатория» – это образовательная онлайн площадка для педагогов, преподающих «Основы православной культуры», ОРКСЭ и другие модули, для заместителей директоров школ по воспитанию.

Ольга Петрова поблагодарила митрополита Георгия за сотрудничество. «Курс очень значимый, мы наблюдаем большую потребность в нем от родителей и от детей. У нас 12 гимназий, есть православные детские сады. Конкурс в эти образовательные учреждения очень большой. И в светских школах преподавание этого курса очень значимо, поскольку мы должны заложить ценности, которые дети пронесут на протяжении всей своей жизни».

Затем были заслушаны пленарные доклады. Член авторского коллектива УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», эксперт методического отдела Федерального института родных языков Марина Соловьева выступила с докладом «Профессиональные компетенции учителя основ православной культуры: знания, умения, навыки». Педагог-организатор городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, который работает на базе школы № 187 Нижнего Новгорода Ольга Серова поделилась опытом использования информационных проектов на уроках «Основы православной культуры».

Педагоги также приняли участие в работе круглого стола «Практика реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и программ духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников». В его рамках участники конференции работали на практикуме «Практика реализации ценностно-ориентированного подхода на уроках ОРКСЭ при работе с учебником нового поколения» и обсудили вопросы реализации принципов системно-деятельного подхода на уроках ОРКСЭ (модуль «Православная культура»). Также речь шла об организации учебной деятельности учащихся в условиях апробации учебника «Основы православной культуры» и формах творческих работ на этих уроках.

Главная новость

Новости

Анонсы

Статьи

Наши партнёры